Печать 

развивающие игры для детей 1.5 года

Цикл статей "Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет".


Как развивать ребенка в игре?

Как можно развивать ребенка в игре на втором году жизни? В этой статье мы посдкажем Вам ЧТО именно нужно развивать и КАК это делать. Вашему вниманию будут представлены несколько развивающих игровых занятий, причем в первой части статьи собраны дидактические игры,  развивающие логику и познавательную активность, а во второй - сюжетные игры,  знакомящие малыша с окружающим миром, ведущие за собой его эмоциональное и социальное развитие.

 

Три правила эффективной развивающей игры:

1.    Не забывайте,  что ребенок в таком возрасте без движения быстро утомляется. Поэтому, старайтесь сочетать игру с ходьбой и движением.
2.    Заканчивать игру конечно же нужно до того, как ребенок утомится.
3.    Занятия обязательно должны базироваться на активном общении между Вами и малышом, ведь это поможет ему быстрее и лучше овладеть речью.

1.    Дидактические игры - развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!

Казалось бы, во что можно поиграть с таким карапузом! Да так, чтобы не только насладиться общением – но и получить полезные плоды – новые знания и умения ребенка. Мы Вам предлагаем несколько развивающих предметных игр, простых, но направленных на достижение высоких целей, вот лишь некоторые из них:

Цель дидактических игр для ребенка:

•    Развивать умение ребенка действовать в пространстве, и при этом согласованно или синхронно действовать правой и левой руками;
•    Обогащать сенсорный опыт малыша, предлагая ему взаимодействовать с разными, по физическим свойствам предметами и игрушками;
•    Развивать цепкость и силу пальчиков малыша – мелкую моторику его ручонок;
•    Попробовать выполнять задания с одинаковыми по цвету или величине предметами, ориентируясь на одно из этих свойств;
•    Попробовать решать задачки: на выбор предмета по его свойству, и при этом – стараться не отвлекаться на не имеющие отношения к заданию, другие свойства предметов – то есть учить целеустремленности.

Примерные методики дидактической развивающей игры:

1.    Шарик, колечко, кубик….

Цель: Научить ребенка действовать с предметами в зависимости от их физических свойств, объяснить ребенку. К примеру -  надеть на стержень пирамидки - можно только кольцо, а шарик одеть не получится, так как в нем нет отверстия. Сделать башенку из шариков тоже не получится, лучший для этой цели материал – кубики…

Материал: Кольца от пирамидки, круги из картона.

Ход занятия:

2.    «Подружка-матрешка»

Цель: Учить малыша играть со сборно-разборными игрушками (матрешка).

Материал: Матрешка, внутри нее находится цветной платочек.

Ход занятия: 

Примечание: в последующем можно усложнить игру: используя в ней не одну матрешку – а несколько.

3.    «В лес, по грибы…»

Цель: Научить малыша действовать с предметами, учитывая их положение в пространстве, форму, величину. Учить выполнять задания по сортировке – отбирая предметы с одинаковыми свойствами, ориентируясь на одно из них (цвет или величину).

Материал: Грибки одного цвета и двух размеров - 3 -5 шт. Примечание: их можно нарисовать на картоне и вырезать, либо смастерить так: ножки грибов -  катушки от ниток, а шляпки - кусочки пороллона, обтянутого тканью.

Ход занятия:

Примечание: Такие занятия проводятся с грибами разного цвета и одной величины, или также, разной формы, но одной величины.

2. Воспитываем тягу к познанию, при ознакомлении с окружающим миром:

•    Продолжаем знакомить ребенка с предметами домашнего обихода. Расширяем границы его ориентации в окружающем мире. Например: нужно постоянно дополнять знания малыша о  свойствах и назначении мебели (шкаф, диван, скамейка), посуды (ложки и тарелки – различной формы, величины), а также - одежды (колготки, майка, носочки).
С этой целью (закрепления знаний об окружающих бытовых предметах) почаще просите малыша  выполнить несложное словесное поручение, которое будет состоять из одного действия: «Возьми, пожалуйста, кружку со стола» или  «Подними, пожалуйста, карандаш». Сопровождайте слова жестами, например, указывая рукой на предмет, о котором идет речь.

•    Закрепляйте умение крохи узнавать знакомые предметы на картинке. К I году 6 месяцам  пусть ребенок научится находить изображение предмета, который Вы просите найти - выбирая его из нескольких картинок.

•    Поощряйте гуманное отношение к животным. Кормите кошку в присутствии ребенка, наблюдайте вместе с ним за ней. Даже если нет возможности непосредственного контакта с животными – можно просто читать о них книжки с картинками, смотреть коротенькие презентации. Во время прогулке, обращайте внимание на собачку, голубей, отметьте их внешние особенности. Если зоопарк находится не так далеко от Вашего дома, чтобы это вызывало трудности – то самое время навестить его! Этот день запомнится малышу надолго, главное – не переутомить его новыми впечатлениями.

Попросите кроху  подражать голосам животных («Гав-Гав!», «Мяу-Мяу» и пр.) – обычно дети делают это с большим удовольствием, и это неплохо сказывается на развитии речи в общем смысле.
Учите малыша находить нужное изображение животного из 4-5 картинок, и после этого - отвечать на вопросы: "Как говорит кошечка? А что она делает?". Если малыш затрудняется ответить – отвечайте за него.

Сюжетная игра

Продолжайте играть с малышом в сюжетные игры: показывайте бытовые ситуации с куклами и игрушками-животными, со временем - усложняя содержание сценок. Особенно взрослому, рационально мыслящему родителю на первый взгляд может показаться – что сюжетная игра - это довольно скучное занятие. Но это не так – представьте, что Вы – режиссер маленького театра, а зритель – Ваш собственный ребенок, и вам надо исполнить свои роли настолько правдоподобно, чтобы не только привлечь внимание «виновника торжества», но и завлечь его к участию в этом действе!

Эксперементируйте в игре, включите фантазию. Для того, чтобы по-настоящему увлечь ребенка игрой – надо и самому на некоторое время забыться, вернуться в детство… и самому ею увлечься! Это дорогого стоит, но работает безотказно – Ваш малыш полюбит играть в  игры – и замечательно, если в этом поможете ему именно Вы – самый дорогой для него человек. А уж значение игры для формирования личности человека - трудно переоценить. Не случайно знаменитый русский педагог - Л. С. Выготский называл игру "девятым валом детского развития".

Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Жан-Жак Руссо

Что полезно делать в сюжетной игре:

•    Отражайте в игре -  последовательную цепь режимных моментов, которые обычно происходят с малышом (прогулка, кормление, купание, укладывание спать) – это поможет малышу лучше провести параллель в его собственной жизнью и понять взаимосвязь этих действий.

•    В игре также – закрепляются представления крохи - о реальной действительности, поэтому, таким же образом – как и в реальности – знакомьте ребенка с предметами кукольной одежды, мебели и посуды. Хорошо, если их арсенал будет разнообразен (посудка разного цвета и формы, полный гардеробчик кукольной одежды – на все случаи жизни).

Часто бывает – что у маленького ребенка, особенно мальчика - «завались», как говорится, пластиковых машинок, роботов, но совершенно отсутствуют предметы кукольного обихода для сюжетной игры. Это неправильно, ведь мальчик – тоже человек ;)  - и ему нужна кукла-мальчик, приблизительно его возраста – со всем «обмундированием» - для сюжетных игр. Об арсенале игрушек для мальчиком – мы поговорим в другой статье, как и про то, как правильно делать выбор игрушек в магазине.

•    Чтобы разнообразить игру и подпитать познавательный интерес ребенка -  включайте в игровые сюжеты -  картинки, изображающие птиц и животных: гуся, курочку, цыплят, козочку, кошечку, зайчика.

Примерные сюжетные игры для детей:

Знакомство с куклой

Цель: Презентация ребенку новой игрушки, игра сочетается с описанием игрушки, с использованием поэзии, стихов, песен и потешек.

Нам пригодится: Кукла среднего размера (30-40 см) – соответствующая полу ребенка (девочкам – куклы-девочки, мальчикам – мальчики)

Ход занятия:

Разберем игру на примере с куклой Катей:
•    Покажите малышу куклу. Пусть кукла «заговорит» с ним: «Привет! Как тебя зовут?». Обратите внимание крохи на красивое платье куклы.
•    Тут разыгрывается небольшая сценка. К примеру – псня и танец куклы. Скажите: «Кукла Катя хочет спеть песенку для тебя, и потанцевать». Далее, под напевы веселой песенки (хорошо подойдут народные: "Во саду ли в огороде", "Ах, вы сени, мои сени"), кукла «танцует» (раскачивайте ее, пусть она «прыгает» вперед/назад, поворачивайте ее - кружится). Можно использовать и аудиозаписи детских песенок, а также к месту будут и потешки:

Ах, какое платье у Алены,
Да с какой каемочкой зеленой!
Каблучок мой, топни сильнее
И танцуй - кружись веселее!

Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая
Пройди, Катя, по дороженьке..
Топни Катя ноженькой!

Примечание: сюжетная игра в отличие от игры с куклой в  период от 1года 3мес.-1года 6мес. отличается вот чем: теперь разыгрываются не просто отдельные действия с куклой (кормление, причесывание и т.п.), а уже сюжетные, развернутые инсценировки, с использованием различных аксессуаров и дополнительных игрушек.

Как, к примеру, в такой игре, как: «Кукла Катя угощает друзей». Тут будет к месту - дать представление об именах собственных у игрушек-животных (кошка Муська, утенок Кряк, корова Буренка). При дальнейших показах следует обогащать сюжеты включением в действия этих персонажей.

Котик и Козлик

Цель:  Закрепить в речи ребенка названия игрушек (котик и козлик) – хотя бы упрощенные. Научить подражать голосам животных ("мяу-мяу" и "ме-е-ме-е").

Нам пригодится: Игрушки - котик и козлик, соответствующие картинки (либо другие животные, на Ваше усмотрение).

Ход занятия:

•    Сначала нужно показать крохе картинки с изображенными животными, назвать их, произнести звукоподражания их голосам. На примере котика и козлика: «Мяу! Мяу!» и  «Ме-е-Ме-е!». Попросите ребенка повторить.

•    Далее, с элементами сюрпризности – включаем в игру игрушки. Особенно нтересен будет малышу - прием «прятки» - игрушки "прячутся" в разные места и подают «голоса», а ребенок находит их. Замечательно будет, если каждый раз, когда у него получается найти игрушку – сразу просить его назвать животное и показать – как она «говорит».

•     В конце занятия опять же привлекаем внимание ребенка - к картинке, просим назвать, кто на ней нарисован и как умеет «говорить».
Примечание: к таким играм хорошо подойдут различные стихи, например, А. Барто "Кто как кричит?"

Кто как кричит
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить!
Воды попить.
Мурр-мурр...
Пугаю кур.
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?

Кукольный театр (перчаточные куклы) – пример: «Петрушка»

Цель: Знакомство с Петрушкой - фольклорным персонажем. Обогатить эмоциональные впечатления малыша. Использовать сюрпризный момент - появление Петрушки для повышения интереса к разыгрываемой ситуации и развития речи ребенка.

Нам пригодится: Перчаточная кукла, на нашем примере - Петрушка.

Ход занятия:

•    Наденьте на руку куклу и спрячьте ее к себе за спину или в карман. Разыгрываем сцену сюрпризного появления Петрушки. Покажите на своем примере -  удивление, радость, познакомьте Петрушку с малышом. Вы играете за двух лиц – за себя и за Петрушку.

•    Петрушка "играет": прячется в разные места и внезапно появляется. Здоровается с малышом за ручку, задает вопросы. Так-же как и в игре с куклой – можно показать, как Петрушка поет и танцует, и даже играет на музыкальных инструментах.

•    Далее игра разворачивается по ситуации, которая зависит от желания крохи разговаривать, играть, действовать вместе с Петрушкой.

Статья составлена в соответствии с рекомендациями Любови Павловой (ведущим научным сотрудником центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидата психологических наук).

Желаем Вам и Вашему малышу приятных совместных игр, направленных на его гармоничное развитие! Спасибо, что выбрали «У Совенка»!

сайт про развитие детей у совенка


www.38i.ru