Цикл статей: уроки рисования для детей.
Окружающий нас мир богат красками, и дети с радостью вступают с ними в игру, ведь каждая их них говорит с нами на своем особом языке, каждой - присущи индивидуальные качества.
Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного-двух раз в неделю. В этом уроке мы предлагаем Вам технику акварели «Мокрый рисунок» или «Мокрым по мокрому». Эту технику мы взяли из вальфдорфской педагогики.
Что такое живопись
Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором зрительные образы переносятся с помощью красок на бумагу (или другую основу). В ребенке она развивает чувственное восприятие цвета и текстуры, умение видеть красоту в окружающем мире, раскрывает его творческий потенциал.
Методика урока: «Техника мокрый рисунок»
Нам пригодится:
Основа - деревянная доска (столешница); лист(ы) бумаги (ватман, или любая не очень тонкая бумага, хорошо впитывающая влагу), плоская широкая кисточка, акварельные краски для рисования в тюбиках (они дают лучший эффект, достаточно 3 цветов: желтый, красный, голубой), маленькие стаканчики для растворения красок, стаканчик-непроливайка с водой, губка, палитра для наведения красок.
Подготовка
Вашему ребенку понравится вместе с Вами готовить стол для рисования. Дети часто с интересом наблюдают за любой работой взрослых, и готовы в этом помочь. Совместная с ребенком (от 2-ух лет) подготовка очень важна, и она уже является самостоятельной фазой занятий.
Итак, стол накрываем клеенкой, стаканчик-непроливайку наполняем водой, а рядом с ним положим губку для того, чтобы промокать слишком влажную кисточку, перед окунанием ее в краску. Краски разводим и размешиваем до однородности в в стаканчиках для краски. Лист для живописи погружаем в емкость с водой (небольшой тазик, ванночку) и тщательно расправляем губкой на доске-столешнице для рисования, так, чтобы «приклеилась», доску тоже желательно предварительно смочить водой.
Начинаем рисовать!
Хорошо, если Вы сразу зададите ребенку какую-нибудь тему: нарисовать, то что видели на прогулке, или прочитаете сказку, и попросите нарисовать наиболее запомнившийся ее фрагмент. Тем не менее, спонтанное рисование – когда ребенок рисует все что хочет или может, придает замысловатым формам названия, порой такие же замысловатые, и «оживляет» их в своем воображении, либо просто «марает» бумагу – следя за переходами и завораживающими слияниями и градациями красок разных цветов.
Казалось бы, тремя основными цветами (красный, голубой, желтый) мы ограничиваем ребенка, — но это не так, мы напротив - предоставляем ему великолепную возможность эксперементировать и таким образом - создавать самостоятельно богатую в нюансах цветовую палитру.
На мокром листе отдельные краски смешиваются и перетекают друг в друга во многих местах, и возникают промежуточные цвета — зеленый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Наблюдая за этими метаморфозами – дети радуются, и удивляются: они - творцы, они - первооткрыватели! Так же как и в случае с игрой цвета на бумаге, ребенок с интересом будет наблюдать за постоянно меняющимся цветом воды в стаканчике, котором промываются кисти.
Когда весь лист уже занят рисунком, и краски светятся и блестят благодаря присутствию в них элемента воды, у ребенка наступает пик «художественного» удовлетворения! Потом, когда картина уже убрана для просушки, она уже не представляет для ребенка такого интереса.
Особенности техники рисования «мокрым по мокрому»
При технике рисования «мокрым по мокрому» - соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что только лучше для полета фантазии ребенка - он в течение всего занятия продолжает творить образы. Когда ребенок добавляет новую краску к уже начатому рисунку, в его фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую он потом развивает в последующем рисовании.
Во время спонтанного рисования:
Во время спонтанного рисования или после его завершения - спросите ребенка о рисунке: какие цвета они считает особенно красивыми и какое содержание, сюжет он отразил в нарисованной картине. Это способствует активизации детского воображения.
Как ведут себя дети:
• Ребенку 1,5-3 года: Даже для детей самого нежного возраста - рисование акварелью уже представляет собою радостное переживание. От малыша не стоит ждать, что он быстро освоит некоторые технические действия, например, будет промывать кисть каждый раз перед тем, как обмакнуть ее в новую краску. Также кроха по началу не сможет целенаправленно водить кистью. Чаще всего дети этого возраста водят кисточкой по бумаге волнообразно или зигзагообразно. Для них самое важное – это возникающий в результате движения след.
• Ребенку 3-4-5 лет: Если малыши раннего возраста рисуют большей частью старательно и молча, то трех- четырех- и пятилетние дети охотно комментируют — если на их листе происходит нечто особенное.
• Ребенку 5-6 лет: Пяти- и шестилетние дети рисуют преимущественно молча, сосредоточенно и аккуратно. Изредка во время рисования они могут делиться с Вами своими замечаниями относительно красок или содержания своей картины. Перед началом рисования, они обычно уже сформировали себе представление об определенном цвете, которого они хотят добиться, или о предмете — которого хотят нарисовать.
Живопись на основе подражания:
Как и многие другие способности, умение рисовать лучше всего приобретается ребенком-дошкольником - через подражание взрослому. Замечательно, если ребенок может наблюдать за рисованием Вас, или своих старших братьев и сестер. Он схватывает все на лету, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Малышу до 3-4 лет, если Вы в данный момент рисуете, тоже захочется сразу рисовать, в то время, как 5-6 летние ребята могут предпочесть рисовать сами и в другое время.
А технические процессы, связанные рисованием — к примеру приготовление материала и его уборка, промывание кисти, перед окунанием ее в краску – станут хорошей привычкой благодаря подражанию Вам, особенно, если Вы будете привлекать на это внимание ребенка.
Дети по своей природе имеют потребность повторять или подражать всем действиям за другими людьми, с которыми непосредственно общается. Поэтому во многом сознательные действия родных и близких ребенку людей – воздействуют на него гораздо более глубоким и устойчивым образом, чем объяснения и поучения на словах.