Когда начать?
К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе с взрослым. В этом возрасте Вы уже можете привлечь младенца к рисованию благодаря его умению действовать с предметами. Такие совместные действия стимулируют познавательный интерес и исследовательскую активность у малыша.
Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона, как для ребенка, так и мамы. Например, мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, но раньше — не имеет смысла.
Потому как именно во втором полугодии происходит интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.
Итак, шестимесячный малыш готов к совместному творчеству - рисованию красками. Начиная понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Рядом с мамой кроха чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Вы здесь выступаете как инструктор - партнер по совместным действиям.
Дайте свободу малышу, возможность проявить инициативу. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Вам необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.
Необходимо ли рисование для младенца?
Конечно, занятия рисованием в таком раннем возрасте – необязательное условие для развития ребенка. Необязательное, но очень полезное – посудите сами – такие занятия развивают цветовосприятие, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики. И что немаловажно – способствуют гармоничному психоэмоциональному и эстетическому развитию. А также является неплохой профилактикой девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.
Исследователи полагают, что развиваясь, ребенок должен пройти все этапы, которые проходили предки современного человека в истории изобразительного искусства.
Как у наших прародителей, так и у детей все начинается с символов.
По мнению многих, ребенок рисует не то, что видит, и не то, что знает, а то, что еще не осознает, либо не хочет или не может сказать.
Как проводить занятия по рисованию?
Чтобы добиться успехов – занятия по рисованию необходимо проводить правильно. Предлагаем Вам простую но эффективную в соответсвии с природой детского развития методику.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ по рисованию для детей второго полугодия первого года жизни
Вам пригодится:
— фломастеры (толстые, на водной основе, ярких, сочных но не кислотных цветов - для начала - основных цветов радуги);
— пальчиковые краски;
— восковые мелки (это уже когда "окрепнет" рука);
— бумага белая разных форматов, обои, плакаты;
— подстилка (клеенка);
— фартучек;
— чистая влажная тряпочка (вытирать руки после пальчиковых красок, стол);
— палитра (можно крышки из-под баночек с детским питанием) - для более "старшеньких";
Все это нужно хранить пока в недоступном для ребенка месте.
Общие рекомендации:
Перед началом рисования:
• Ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.
• Обязательно наденьте фартучек, предназначенный для занятий рисованием, и объясните его предназначение.
• приготовьте лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.
Продолжительность занятий — 5 минут и немного более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка.
• Работа с разным материалом – мелками, фломастерами, красками – помогает развивать правильный захват, разнообразить деятельность. Но включать новые и новые принадлежности нужно постепенно.
• Так же хорошо использовать листы бумаги разного размера – это развивает глазомер, локомоторику. Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3.
• Работа с красками проводится за письменным столом. Лучше не использовать для работы с красками обеденный стол, или стульчик для корления, чтобы в маленькой головке не возникло пищевых ассоциаций - так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.
• После занятий необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.
• В первое время занятия проводятся не чаще одного-двух раз в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.
Методические рекомендации:
1. Сядьте с малышом так, чтобы был контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении. Но если малыш маленьий - то можно посадить его на колени - тогда контакт будет телесным.
2. На первом занятии ребенку покажите 1—2 цвета краски (желтая, красная или зеленая), объясните, что это краски и их не едят. Поясните - для чего нужны краски.
3. Покажите, как краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками. Постарайтесь, что бы кроха сам сделал открытие – попробовал водить краской по чистой белой бумаге. Пусть попробует самостоятельно исследовать ее свойства. Как ею можно рисовать – покажите, если этого «открытия» не произошло в течении примерно 5-ти минут – до того, как интерес крохи к краске ослабеет.
4. Можно называть цвет краски - но последовательно, по одному цвету за раз, или даже раз в несколько занятий - при этом ненавязчиво.
5. После окончания занятия надо эмоционально и от души похвалить результат «работы» малыша.
7. После того как ребенок освоит "навыки" рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, и следовательно, в поле его зрения, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Главное при этом, чтобы до этого момента ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.
8. В этом раннем возрасте недопустимо требовать от ребенка - чтобы он по требованию рисовал фигуры, например, кружок, или еще что. Пусть рисует так - как рисует его рука. Это - нормально, и это - и есть развитие. После того, как он освоит "свои техники" рисования - Вы сможете рисовать ему улыбающихся шариков, солнышек и человечков. Пусть он сам созреет для того, чтобы рисовать кружочки и палочки. И этообязательно со временем произойдет.
9. Не стоит и настаивать, чтобы малыш брал, например, фломастер - именно в правую руку. Это просто замечательно, если малыш будет рисовать обеими руками - поочередно и одновременно, синхронно и в хаосе. Это значит - одновременно, благодаря такому простому занятию, будут развиваться оба полушария головного мозга, и левое и правое, и логическое и творческое!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи