Мудрецы о детстве:

Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.

У. Шекспир

Рекомендуем почитать:

воспитание любовью

Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью

Человек – венец природы! Как удивительно, но его ребенок рождается самым беспомощным из всех детенышей, появляющихся на земле.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ 

×

Внимание

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

раннее развитие детей методикиМетодики раннего развития - дань моде?

В последнее время одной из модных тенденций воспитания маленьких детей стало раннее развитие детей. Более того, даже говорят - ускоренное развитие. Многие мамы и папы всерьез обеспокоены тем, чтобы целенаправленно и систематически развивать способности своего чада, даже если тот еще не вышел из пеленок.

 

Что делать - это диктует нам наше время… Ведь сейчас, как никогда раньше появляется большое число разнообразных методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей интеллект, логическое мышление, внимание, научить рано считать, читать. Витрины завалены яркими коробочками с крикливыми названиями вроде того: «Читать раньше, чем ходить», «Математика с пеленок», «Бэби Энштейн»…

Магазины игрушек и книжные магазины в большом ассортименте предлагают различные материалы: игры, методики, видео и игрушки под «кодовым названием» «развивающие». Чаще всего это игрушки, порой интерактивные, или наборы, состоящие и нескольких книг (категорий карточек), которые посвящены какой-либо отдельной области развития ребенка. Как правило, это ярко иллюстрированные издания, содержащие сведения о величине, форме и цвете предметов, о буквах и цифрах.

И главная их цель: знакомить с новой информацией, тренировать отдельные навыки, зрительного и слухового восприятия, осязания, моторики, речи... И так для каждого года жизни ребенка.

С возрастом количество осваиваемых материалов и число пособий соответственно возрастает. Но, к сожалению, авторы методик далеко не всегда учитывают в них возрастные особенности и потребности развития ребенка. Напротив, пользуясь тем, что ребенок до трех лет – совершенно уникальное существо с неограниченными возможностями, они действительно «творят чудеса»  - показывая и доказывая нам, как много информации может поглотить детский мозг, чуткая память. Но это не чудеса, это всего лишь фокусы… вернемся на землю. Давайте разделим приоритеты: это их бизнес, а это – наши дети! На одном из форумов, успешно продавал методики один человек, продавал и консультировал по их применению. На мой вопрос, имеет ли он педагогическое или психологическое образование, чтобы взять на себя ответственность за свои консультации – он честно ответил: «нет, техническое». Выводы напрашиваются сами собой...

Побочные действия методик раннего развития..

Все бы хорошо – методики работают, ребенок много знает, родители гордятся... Но в их понимании, благодаря таким «учителям», несказанно искажается само понятие развития ребенка. Ведь с точки зрения авторов развивающих методик, развитие ребенка воспринимается лишь как обучение, освоение отдельных навыков. Развитие навыков выдают за развитие «способностей» - способность различать форму, звук, цвет – и все таки суть представления о развитии ребенка не меняется.. Из этого следует, что развитие ребенка с помощью развивающих методик - воспринимается как «сумма развитий отдельных способностей» ребенка.

Доверившись авторам подобных методик, родители покупают малышу такие дидактические пособия, усаживают его перед собой и начинают «развивать», согласно «инструкции применения», указанной в них. В силу возраста далеко не всегда ребенку интересно, чем синий квадрат отличается от красного круга, и почему ему нужны эти замысловатые символы, называемые буквами. Но, каким бы, ни было общение с взрослым – ребенок жаждет его, и осваивает все «новые просторы», ради маминой похвалы запоминает и осваивает навыки. Все развитие сводится к пассивному обучению и накоплению различных знаний.

Но в этом развитии не требуется от ребенка собственной активности, самостоятельности, эмоционального и социального роста.
Нет, и не подразумевается возникновения у ребенка новых качеств: нового отношения к миру и к людям, нет появления изнутри его сознания -  новых желаний, интересов, инициативы, побуждений к действию – всего того, что так необходимо для личностного роста, гармонично соответствующего возрасту крохи. Люди стали забывать, что истинное развитие – оно должно идти изнутри маленького человечка, а не насаждаться извне. Действия под диктовку взрослого – не имеют никакого отношения к истинному развитию ребенка. Как Вы наверняка догадываетесь – они напротив, могут стать тормозом развития, так как лишают ребенка собственной активности.

Усугубить ситуацию так же может неумение взрослого педагогически правильно хвалить ребенка, захваленный за свои успехи в детстве ребенок, и в будущей жизни будет зависеть от похвалы, что может негативно отразиться на его судьбе. Подробнее о том, как правильно хвалить ребенка Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?»

В любом случае, кроха не может себя чувствовать свободно, активно и самостоятельно, когда его обучают. Все чаще в психологии встречаются случаи «отчужденного знания», когда малыш, научившийся бойко читать, не может связать и пары слов о том, что же он понял из прочитанного. То есть – чтение – для него всего лишь механический навык, не более того. Какое тут развитие? Бессмысленное!

Более того, последние исследования показывают, что дети обучаемые по различным методикам с раннего возраста – оказались в старшем возрасте менее способными к творчеству, зато более тревожными и напряженными. Их прежние  «достижения» в конкретных знаниях (умении читать, знании цифр, отдельных фактов) - не дали им ожидаемых преимуществ ни в освоении школьной программы, ни в умственном развитии в целом.

Зачем торопить кроху быстрее пережить детство?  Зачем стремиться скорее загрузить его всем, что знаете сами?  Ему хорошо в своем детстве, он счастлив, ведь он живет здесь и сейчас, он проживает и наслаждается каждой минутой, он не такой как мы – взрослые. Так пусть он проживет его в полной мере, так, как этого требует его природа, а не авторы новомодных методик!

Так как же развивать ребенка?

Классики отечественной психологии в своих исследованиях убедительно доказали -  развитие ребенка происходит в становлении его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к миру – и все это через его деятельность. Причём деятельность - это не только то, что кроха делает руками и ногами, но и его представления, желания, эмоции, связанные с каким-либо предметом или с реальным жизненным опытом. Все способности ребенка и его личность развиваются в его деятельности, причем для каждого периода его жизни -  существует определённая деятельность, которая ведёт за собой общее развитие, она так и называется - ведущая.

А для ребёнка в раннем и дошкольном детстве ведущей является предметная деятельность, другими словами - игра, увлекательная игра, которая включает в себя не только практические действия с предметами и игрушками, но и все уровни психической и социальной жизни: представления, эмоции, мышление. При этом удовольствие и радость от собственной деятельности, как практической, так и интеллектуальной - не столько развлекает ребенка, сколько заставляет его поверить в свои силы, что способствует его истинному развитию.

А формирование специальных знаний, отдельных навыков и умений  - моторных, сенсорных, речевых – это не самоцель, а всего лишь побочный результат предметной деятельности малыша! К примеру: если кроха любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми – у него хорошо развивается и восприятие, и речь и мелкая и крупная моторика.

Можно сделать вывод: что игра - это уникальное средство гармоничного и природосообразного воспитания и развития ребенка. Правильно организованная, она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка. В такой игре и "складывается" человек с его отношением к окружающему миру, людям и к самому себе, его неповторимым характером. Вот где «зона его ближайшего развития» - как говорят психологи.

И в дальнейшем, именно в такой игре дети-дошколята могут делать то, что они еще не могут реализовать в реальной жизни: придумывают интересные сюжеты, сами режиссируют сюжетные игры, более того: в игре и САМОВОСПИТЫВАЮТСЯ - делятся друг с другом, ждут своей очереди, выполняют несложные правила, легко проявляют терпеливость и настойчивость. И это происходит добровольно, непринужденно.
Но обрести свою активность и способность играть – ребенок может лишь в союзе со взрослым. Основным источником развивающих игр и занятий малыша – являетесь Вы и никто другой! Поэму важно уметь отличать развивающие игрушки и игры – от пустых. Максимум усилий нужно направить не на учение ребенка формам и цветам, а на стимулирование его собственной активности и эмоциональной вовлеченности в развивающие игры. Для этого надо понимать возрастные особенности и возможности ребенка, то есть знать, как развиваются интересы и предметные действия малыша. Наш сайт тут – Вам в помощь! Мы научим и тому и другому.

Какие игры и игрушки считать развивающими?

Исходя из всего вышесказанного, развивающими можно считать такие игрушки и игровые материалы, которые стимулируют непосредственную самостоятельную и свободную игру ребёнка. Такие игрушки должны давать простор для собственной активности ребёнка, ставить «задачи», которые имеют много разных решений.

Для детей первого года жизни нужны материалы, игры и игрушки - для экспериментирования и чувственного познания свойств окружающего предметного мира. Подробнее о таких играх и игрушках - в разделе "Лучшие игры" и "игрушки для  развития детей первого года жизни".


Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта "У Совёнка".

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить