Мудрецы о детстве:

Ребенок рождает родителей.

Станислав Ежи Лец

Рекомендуем почитать:

развитие ребенка от года

Развитие ребенка с 1 года до 3 лет - что нужно знать каждой маме?

Особенности гармоничного развития ребенка в соответсвии с его особой природой

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ 

стихи и поэзия для малышей детейСтоит ли говорить о том, как полезна поэзия для психологического развития Вашего малыша? Ваша речь, насыщенная разнообразием литературно-художественных форм выражения обязательно приведет не только к становлению речи ребенка и улучшению ее понимания, но и поспособствует обогащению его эмоционального и эстетического мировоззрения.

Подбираем поэзию для ребенка правильно

Подбирать поэзию для малыша: стихи, потешки, прибаутки для ребенка нужно так же избирательно, как и в подборе музыкальных произведений.

В первую очередь это должны быть гармоничные стихотворения, рождающие у Вас богатую гамму эстетических переживаний. Не переживайте – если увидите, что малыш не понимает Вас, нужно помнить, что ребенок все видит, слышит, чувствует и впитывает в себя как губка. Он видит Ваше отношение к поэзии, учится от вас, как нужно к ней относиться.

 


Например, поэзия А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Ахматовой доставит Вам наслаждение, которое на эмоциональном уровне передастся и ребенку. Такие первые впечатления благотворно скажутся на формировании эстетической позиции у ребёнка.

 

 

Как читать ребенку стихи?

Вы должны быть хорошо подготовлены к чтению стихов. Как мы уже говорили, пусть сейчас кроха не воспримет всего смысла, но Ваша интонация донесёт до него эмоциональное содержание, позволит испытать особые чувства, которые не рождаются в обыденной жизни.

Итак, все песенки, присказки, прибаутки и стихи должны быть хорошо интонированы, отчётливо произносимы, максимально адресованы ребенку. Для этого старайтесь смотреть крохе прямо в глаза с ласковой улыбкой, а если в тексте есть имя, попробуйте заменить его именем своего ребёнка; обычно это удается с лёгкостью.

Когда Ваш малыш подрастёт, можно будет читать ему более сложные стихи. Те, которые наиболее лучшим образом соответствуют его возрасту, уровню развития.

Но не забывайте время от времени повторять и полюбившиеся с младенчества песенки и прибаутки. Это доставит радость и Вам и ребёнку, поможет запомнить их надолго.

Полезный совет: Любые игры – потешки, которые встретятся Вам в детских книжках, используйте для игр с малышом. Пойте песенки, "танцуйте" с ребёнком – все эти занятия пойдут ему на пользу. Но не забывайте при этом и совместные игры с предметами.

Эстетика и эмоции общения в повседневной жизни

Помимо чтения стихов, приобщение малыша к миру поэзии может осуществляться и благодаря насыщению Вашей речи гаммой эмоциональных и эстетических переживаний на окружающую действительность.

Прогулки с годовалым ребёнком на природе предоставят Вам замечательную возможность рассказать обо всём, что Вы видите, образным языком, рождая доступные для понимания крохи ассоциации.

При определенной ситуации на улице или дома, можно процитировать соответствующую строфу из знакомого или незнакомого малышу стихотворения. Например: здесь подойдут простые строки из стихотворений А. Барто, К. Чуковского, А. Усачева и др. В других случаях  – можно рассказать сказку или выдумать интересную историю.

С самых первых дней жизни Вы и другие взрослые в семье должны использовать в общении с младенцем самые ласковые, нежные и поэтичные слова;

Например: к определенным режимным моментам можно отнести использование колыбельных песен, частушек и прибауток, созданных в традициях народной педагогики.


Народная педагогика в помощь маме


Во многих семьях из поколения в поколение передаются детские песенки, потешки, стишки и прибаутки, которые помнятся всю жизнь. Чтобы обогатить свой арсенал «народного достояния» в поэзии -  мы рекомендуем почитать замечательные книги "Русские народные песни" (сост. В.В.Варганова, М, 1988), "Котенька-коток" (сост. Г.Науменко, М., 1990). В них можно подобрать песенки и стишки, подходящие к любому действию с ребёнком: убаюкиванию, купанию, кормлению, играм и пр.

Народная поэзия для повседневных дел

Выберите и разучите наиболее подходящих для Вас с малышом присказок, и используйте их  для режимных моментов:

•    Колыбельные

Сколько доброты и нежности почувствует ребёнок, если Вы споёте, укачивая его, такие песенки:

«Баю, баюшки, бай, бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива,
будь умна,
При народе будь скромна.
Спи, дочка, до вечера,
Тебе делать нечего.»


«Аи люли, люли, люли,
Спи, сыночек мой, усни.
Скоро ноченька пройдёт,
Солнце красное взойдёт,
Солнце красное взойдёт,
Росы свежие падут,
В поле цветики взрастут,
Сад весенний расцветёт,
Громко пташка запоёт.
Аи люли, люли, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.»


«Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки»


«В избу дрёма пришла
И по зыбочке брела,
К Саше в зыбочку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми.»


•    При пробуждении


Создайте малышу отличное настроение уже при его пробуждении, выражая свою родительскую любовь стихами:

«Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая.
Как яблонька садовая!»

«Потягушки, потягушки
У нашего Андрюшки,
Вдоль долгушки,
Поперёк толстушки!»


•    Купая или умывая

Во время купания или умывания напевайте или приговаривайте:

«С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!»

«Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»


•    Во время обеда

При кормлении крохи старайтесь развлечь его песней:

«Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зелёном лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели. Ам!»


•    При одевании

Пеленая или одевая ребёнка, особенно, если он капризничает, уместны такие стишки:

«Сова-совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплы рукавички.»



•    Общаясь

Когда малыш гулит или агукает, поддержите его ласковой прибауткой:

«Поёт, поёт
Соловушек (ка)!
Поёт, поёт
Молоденький (ая)!
Молоденький (ая),
Хорошенький (ая),
Хорошенький (ая),
Пригоженький (ая)!»


•    Утешая при плаче

Ваш малыш плачет? Прижмите его к себе и спойте:

«Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесёт орешки -
Тебе для потешки!
Аи не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!»



•    При первых шагах

Когда Вы учите малыша стоять на ножках или даже ходить, приговаривайте:

«А дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Петеньке (имя) годок!
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт,
Он посадит и польёт.
Топ, топ, топ...»

«Киска, киска, киска – брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет –
Через киску упадет.»


•    В любое время

Лаская ребёнка в любое время: и одевая его, и купая, и пеленая, и просто общаясь с ним, приговаривайте:

«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!»

«Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!»

«Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.»

Народная поэзия в играх


•    Игра «Коза Дереза»

Игра в "Козу" также очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем "рога", приговаривайте:
"Идёт коза рогатая за малыми ребятами», – приближая бодающую руку к грудке или животику малыша;
«За малыми ребятами, за малыми девчатами, кто кашу не ест? Кто молочко не пьет? – Забодаю, забодаю!" – слегка пощекочите его, будто «бодая» пальцами, и малыш зальется веселым смехом.
«А кто кашу кушает, мамочку слушает – того покатает, покатает, покатает!» - здесь можно поднять кроху на руки и слегка попрыгать с ним, или покрутить вокруг себя.

То же самое проделывается при игре "Баран-баран", во время которой взрослый понарошку "бодает" ребёнка головой.

•    Игра «По кочкам…»

Как только малыш сможет сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа "По кочкам" или "Поехали, поехали".
Посадив младенца на колени, слегка подбрасывайте его, приговаривая:

"Поехали, поехали – с орехами, с орехами. По ровненькой дорожке".

В старшем возрасте можно добавлять:

"По кочкам, по кочкам, – покачивая малыша, приподнимая по очереди свои колени, и затем: – В ямку – бух!" – расставив ноги и слегка провалив малыша между ними. Сначала с осторожностью изобразите "падение", чтобы не напугать ребёнка. Со временем резкое "падение" будет вызывать особенную радость и бурное веселье.

•    Игра «Баба сеяла горох…»

Научившись с упором стоять на ножках, малыш полюбит пружинить ножками у Вас на коленях. В это время можно начинать игру "Баба сеяла горох". Произносится незамысловатый текст:

"Баба сеяла горох – прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок – прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла, села – поела, опять пошла".

При этом Вы помогаете малышу пружинить ножками в такт произносимому.

На словах "прыг-скок" – приподнимаете его над своими коленями, "села – поела" – сажаете, "опять пошла" – ставите на ножки и начинаете все сначала.

Игру можно варьировать, слегка подбрасывая малыша, проваливая его между колен. Всё это не только радует ребёнка, но и способствует развитию чувства ритма, пониманию слов, умению согласовывать движения со словами и ритмом.

•    Игра «Ладушки»

Во втором полугодии жизни ребёнка эту игру используют практически все родители. На всякий случай расскажем и’ о ней. Хлопаете в ладоши и приговариваете нараспев:

"Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!"

Затем приподнимаете руки, имитируя взмахи крыльями:

"Полетели, полетели,
– и опускаете их на голову ребёнка:
– На головку сели".

Если малышу нравится игра, можно добавить, продолжая хлопать в ладоши:

"… ладушки запели". И повторить игру сначала.

Для начала можно проделывать все действия руками ребёнка, и он со временем научится делать все сам. Сначала он будет только "хлопать" в ладошки, часто не попадая рукой об руку, затем действия станут точнее и увереннее. В этой игре дети учатся, и подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.

•    Игра "Сорока-ворона"

"Сорока-ворона" способствует ещё и развитию тонких движений кистей. Такие игры называют пальчиковыми.
Водите указательным пальчиком одной руки ребёнка по ладошке другой и приговариваете: "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила".
Затем загибаете пальчики: начиная с мизинца:
"Этому дала, этому дала, этому дала, – доходите до большого пальца:
А этому не дала, – трясёте пальчик: – Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!"
Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия. А пожелав поиграть с Вами, проделает всё необходимое с Вашей рукой.

Мы от души надеемся, что Вам понравились приведенные здесь, традиционные для народной педагогики, примеры фольклорной поэзии и игр.

Желаем Вам успехов в воспитании и развитии личности Вашего малыша!


Статья написана при использовании материалов книги
 «Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества.»,
написанной детскими психологами:
Авдеевой Н.Н., Мещеряковой С.Ю., Ражниковым В.Г.

 

сайт про развитие детей у совенка
 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

# profile8665 02.11.2018 11:53
Need cheap hosting? Try webhosting1st, just $10 for an year.

http://www.meltingshop.it/images/photos/827/4/5f2c423fe0423c56cc6b8561.jpg
Ответить