Мудрецы о детстве:

Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.

Э. Севрус

Рекомендуем почитать:

детям о зиме

Чем заняться с ребенком?

… Весной!

Будит ласково весна
Всю природу ото сна.
Засветило солнце ярче,
Заглянуло в каждый дом.
Даже дышится иначе –
Аромат весны кругом!

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Цикл статей «Детские страхи»

detskie-strahi-kak-pomochДетские страхи – это то, с чем сталкивается большинство родителей. Кто-то в растерянности не знает, как помочь малышу, кто-то сразу отправляется к специалистам. Тем не менее, есть возможность помочь ребенку еще на начальном этапе.

Диагностика детских страхов через арт-терапию - рисование

Одним из способов справиться с детскими страхами является рисование. Этот метод замечателен тем, что практически все дети любят рисовать, это занятие доставляет им удовольствие с самого раннего возраста. Уже в 2 года малыш тянется к бумаге, карандашам и краскам. После трех лет, с развитием образного мышления, ребенок начинает рисовать все больше, он способен выразить через свое творчество свои эмоции, переживания, особенности характера, увлечения.



Психологи отмечают, что рисунки – это отражение внутреннего мира ребенка, изучив плоды художественной деятельности малыша, можно сделать выводы о его психологическом состоянии.

 

  • Преобладание в рисунках Вашего ребенка серых или черных тонов – тревожный знак. Это может свидетельствовать о плохом настроении, отсутствии жизнерадостности, страхах, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Если же в рисунках царят сочные, яркие краски, это свидетельствует об оптимизме, активности, наличии приятных переживаний и приподнятого настроения.
  • Широкие мазки, отсутствие предварительных набросков, несоблюдение масштабности – признаки уверенного, решительного, возможно даже упрямого характера. Предположить наличие гиперактивности, возбудимости можно, если Вы обнаружите в рисунках ребенка смазанные изображения, много четких пересекающихся линий.

Каким малыш видит свое место в семье?

Перед тем, как приступить к рисованию страхов, постарайтесь увлечь ребенка самим процессом рисования. Для этого лучше начать с рисования нейтральных тем: «Прогулка», « Любимые животные». На этом этапе можно попросить ребенка нарисовать рисунок на тему «Моя семья». Этот рисунок очень важен, по нему можно понять, как малыш воспринимает отношения внутри семьи. Вот несколько основных параметров, по которым можно сделать первые выводы:

  • На рисунке должны быть все члены семьи, если ребенок кого-то не нарисовал, постарайтесь ненавязчиво уточнить, по какой причине кто-то не попал в рисунок.
  • Если ребенок рисует себя в центре, а рядом родителей – это хороший знак, страхов, связанных с семьей у него нет, отношения в семье он воспринимает как ровные, спокойные, бесконфликтные.
  • Тревожный признак – если родители в стороне от ребенка на рисунке, или одного из родителей нет рядом.
  • Обратите внимание на те краски, которые использует ребенок. Если он раскрасил одним цветом себя и, например маму, а для папы выбрал другой цвет, это означает, что он воспринимает маму как более близкого человека, больше контактирует с ней.

Детские страхи - как бороться через рисование:

Следующим этапом может стать рисование на тему «Страшные сны и чего я боюсь». Будет лучше, если сперва Вы поговорите с ребенком по душам, выясните, чего он боится. Запишите или запомните то, о чем рассказал ребенок, и затем дайте ему задание нарисовать эти страхи.
Если ребенок отказывается рисовать то, чего боится, это означает, что он пока не готов преодолевать страхи, если рисовать он все-таки согласился, значить малыш уже способен к преодолению этих страхов.

Не стоит думать, что рисуя страхи, ребенок может начать бояться еще сильнее. Напротив, изображение страхов на рисунке делает их не такими пугающими.

Чтобы процесс рисования страхов был максимально эффективен, нужно учитывать некоторые тонкости:

  • Время, которое ребенок посвящает рисованию страхов – не более 20-30 минут. За это время можно нарисовать несколько страхов или один, пугающий больше всего.
  • Постарайтесь обеспечить малышу спокойную атмосферу, рисуя страхи, думая о них, он должен чувствовать поддержку и одобрение. Похвалите ребенка, скажите, что вы гордитесь им, его смелостью и тем, что он справился со страхом.
  • Если ребенок не знает, как и что нарисовать, Вы можете подсказать ему. Главное – подсказывать в общих чертах, а не конкретно, что он должен нарисовать.
  • После того, как ребенок нарисовал свои страхи, наступает время обсудить рисунки:

Неплохой вариант – обсуждать их в компании других детей: эффект подражания помогает быстрее справляться со страхами каждому из них.
Старайтесь обсудить изображение на рисунке с юмором, после чего спросите, боится ли теперь Ваш ребенок? Если ребенок сообщает, что больше не боится, обязательно похвалите его. Даже если полностью в один момент страх не исчезнет, похвала и поддержка сделают его гораздо менее значительным.

Прием: уничтожение нарисованного страха

Нарисованный страх можно:

- порвать ручками на кусочки,

- можно его спрятать в "клетку" - нарисовать ее поверх рисунка,

- можно стереть его стирательной резинкой, или закрасить густой краской - так чтобы он исчез,

- преобразовать его - превратить его в смешной забавный персонаж...

Если страх сохраняется, предложите ребенку развить сюжет – нарисовать теперь уже не страх, а себя, этого страха не боящегося. Такой рисунок послужит дополнительным стимулом в преодолении страха.

Заключительным этапом работы со страхом с помощью рисование могут стать рисунки на тему «Кем я хочу стать?». Рисунки на эту тематику помогают ребенку представить будущее без страхов, внушает веру в свои силы, оптимизм. Нейтрализация страхов происходит благодаря тому, что ребенок начинает верить, что в будущем этих страхов нет.

Игры и сказки

Закреплению результатов борьбы со страхами, которые будут достигнуты с помощью рисования, может служить игра. Предложите ребенку рассказать сказку. Начните сами, придумайте героя, который чего-то боялся, а потом бояться перестал. После этого пусть пофантазирует малыш и сочинит свою сказку про преодоление страха. Героем сказки может стать сам ребенок, а может и любой другой персонаж. Неплохо будет продолжить игру и разыграть сюжет этой сказки с помощью кукол и игрушек. Неоднократное повторение сюжета, где герой преодолевает страх, поможет ребенку справиться со страхом, так как он превратится из неизведанного в хорошо знакомое.

После сказочных игр, можно попробовать инсценировать реальные события: истории из жизни, события, случившиеся с ребенком или знакомым ему человеком. Можно предложить малышу поменяться ролями, например, он может побыть «мамой», которая укладывает спать «малыша» (куклу или игрушку). Ребенок, который встанет на позицию взрослого, сможет увидеть страх со стороны и осознать, что он не так значителен, как кажется.


В заключение:

Так или иначе, в силах родителей помочь малышу справиться со страхами. Установив причину страхов, нужно работать над ее устранением. Безусловно, если страхи зашли слишком далеко и к ним присоединились другие трудности психологического плана, лучше обратиться к специалисту. В большинстве же случаев для самостоятельного преодоления страхов ребенком достаточно понимания ситуации родителями, их поддержки и помощи.

Подготовила Анна Попова (педагог)

дополнила Юлия Sovenok (педагог).

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить